NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ВПАВШИЕ В ДЕЙСТВО
31 декабря мы с друзьями ходим в кино — сейчас попали на «Жару» и «Волкодава»
       
Лариса МАЛЮКОВА, автор       
С каждым Новым годом все непреодолимее поколенческий разрыв нашего народонаселения. Пока «старые» доедают вчерашний оливье под трагическую попытку войти в воды «Карнавальной ночи» полувековой давности, «малые» подводят свой «годовой отчет», строго следуя завету дедушки Вознесенского: «Все — кончено! Все — начато! Айда в кино!».
       Но, в сущности, те и другие коллективно претворяют в жизнь пламенную рекомендацию нетленного гения бюрократии тов. Огурцова из достопамятного фильма Эльдара Рязанова, вышедшего на экраны (кто помнит!) аккурат в канун 1956 года: «Товарищи, есть установка весело встретить Новый год. Это на нас, как говорится, накладывает и в то же время от нас требует…». Кинематографисты ответили дружным «Есть!» и строго по огурцовской резолюции «приложили игру фантазии, чтобы в соответствии со сметой провести мероприятие на высоком уровне».
       
       
Законодатели моды в новорусском кино установили свежеиспеченные правила празднования Нового года. Встретим Деда Мороза горячим блокбастером и пузырящейся шоколадной глазурью лирической комедией! Разумеется, в соответствии со сметой.
       
       Тусня-то!
"Жара"
       Молодежь толпами (точнее, застольными компаниями) валит на «Жару»: «простую добрую человеческую историю о современной Москве, молодом поколении и вечных ценностях», как оповещает нас пресс-релиз. Про что кино?
       Четыре бывших одноклассника встретились знойным вечером в открытом кафе. И чтобы расплатиться, каждый из них по очереди отваливает в ближайший обменник. Сюжет расслаивается на отдельные байки, как воздушные потоки над расплавленным жарой асфальтом. Авторам показалось прикольным в морозные новогодние дни макнуть зрителя в изнуряющую экстремальную жару. Да с погодой прокололись. Январский дождь за стенами кинотеатра пугающе рифмовался с рекордным майским градусом на экране.
       С рекламных постеров кино манило: «Их ждали — они вернулись», имея в виду, что значительная часть съемочной группы «9 роты» Ф.С. Бондарчука перекатила в фильм Резо Гигинеишвили, исполнявшего на «9 роте» обязанности второго режиссера. Понятно, пацанам жаль расставаться, бюджет на новый фильм был собран мгновенно, да и сценарий сварганен по-скорому. «Всем нам ужасно хотелось снова собраться вместе и поработать. И во многом этот сценарий был придуман как раз для того, чтобы хоть ненадолго вернуть то счастливое время, когда мы были в одной команде».
       Примерно с середины 90-х возник особый жанр «кино тусовки». Это когда собираются «свои», как бы съемка, а как бы и времяпрепровождение — зажигает. Вот и в «Жаре» в эпизодах кого только не увидишь: режиссера «9 роты» Ф.С. Бондарчука (он вроде и здесь кино снимает, да и Артура Смольянинова из своего же предыдущего фильма сняться приглашает), жену Ф.С. Светлану (она вроде в магазине работает), маму Ф.С. Ирину Скобцеву (она вроде вдова известного артиста, вынуждена убирать чужие квартиры), племянника Ф.С. Константина Крюкова (он вроде бы сын олигарха, но парень неплохой). А также артистов «9 роты» Алексея Чадова и Ирину Рахманову, режиссера Тиграна Кеосаяна, рэпера Тимати и… Список имеет смысл продолжать лишь для причастных к тусовке. Плюс оператор «9 роты» Максим Осадчий и композитор Дато Евгенидзе.
       Похоже, ребятам и правда на съемках было весело. Брызги этой ненатужной радости изредка долетают и до зрителя. Но это, пожалуй, и все. Фильм Резо Гигинеишвили сильно напоминает разноцветный букет шаров незабываемого продавца из «Трех толстяков». Подобные разноцветные пузыристые бренды держатся лишь на тоненькой ниточке под названием «пиар-кампания». Пиар-кампания завершится, и «Жара» улетит за долгожданное снежное облако вместе с новогодними каникулами.
       Впрочем, след от нее останется, и весьма существенный — внушительные сборы в карманах продюсеров… А что, и потусовались неплохо, и заработали. Можно вообще бригадным, так сказать, компанейским методом и дальше перешагивать с «проекта» на «проект». В соответствии со сметой пиара.
       
       Фэнтези с русским акцентом
"Волкодав"
       2006-й, пришедший к нам вместе с многомиллионным «Дневным дозором», уходил с многомиллионным «Волкодавом из рода Серых псов». Год-то ушел, а «Волкодав» остался… аж на 600 экранах.
       Но стоит ли сегодня разбирать саму картину, сложенную как красочный паззл из накачанных голливудских мускулов спецэффектов — в фэнтези «а ла-рюс»? Значительно интереснее само явление, которое она собой олицетворяет. Явление русского блокбастера народу — в меру экзотическое, в меру подражательное, но постепенно заполняющее пространство экранов и бюджетов.
       И когда вас нервирует натиск «волкодавской» рекламной атаки (значительно уступающей агрессии «Дозоров»), вспомните, что кинематограф со времен дедушки Мельеса двигался в параллельных галсах: искусства и зрелищности. В последнее время, когда киноаудитория если не впала в детство, то немыслимо помолодела, экран из последних сил старается приветить ее сладкой конфетой в долби-шуршащей пестрой обертке.
       В отличие от первого мегахита «Ночной дозор», по сути являвшегося амбициозным продуктом продюсеров, обладающих немыслимыми рычагами его раскрутки, «Волкодав…» при всех его изъянах и достоинствах — продукт в значительно большей степени режиссерский. Николай Лебедев рассматривает фэнтези Марии Семеновой, в середине 90-х затеявшей многотомную языческую эпопею про древних воинов, как каркас для сооружения красочного зрелища, которое бы с отключенными тормозами прокатилось по экрану в режиме нон-стоп: от заставки до титров.
       «Ночной дозор» варганился с помощью левшей-компьютерщиков под клич «И мы можем!». «Дневной…» укреплял освоенные цифровые траншеи и рубежи. Теперь пришел черед демонстрации компьютерных сил, режущего и колющего монтажа, сшивающего из рваных клипов историческую рогожку путаного сюжета. Мы наш, мы новый Голливуд построим. Но с русским акцентом. Точнее, с уклоном в русское фэнтези. Чем не товар на экспорт? От тяготеющих к советской ностальгии с привкусом апокалипсиса сумрачных сказок Лукьяненко кинематографисты рванули к тетеньке Семеновой с ее потрескавшимися от времени преданиями старины глубокой. В рогожу и кожу разодетыми, фольклорным бисером расшитыми, дубинками и копьями вооруженными.
       Чем отмечен наш блокбастер? Первое — точным возрастным адресом: молодежь. (Для приверженцев «Весны на Заречной улице» язык и темп этого фантазийного кинокалейдоскопа — хуже китайского.)
       Второе, игра на патриотических чувствах. Он — русский, и это многое объясняет. Третье, зыбкие волны фэнтези, в которых мы, не отдавая себе отчета, барахтаемся с упоением человеков-амфибий на протяжении долгих лет. Мы были рождены, чтобы сказку сделать былью. Быль вышла наподобие вязкого триллера. Или фэнтези, где прошлое подло подмаргивает из-за угла ближайшего будущего. Но и сегодня мы охотно ныряем в родную историю, чтобы в ее сумраке нарыть сюжеты.
       
       Напрягли золотую жилу
       Одиссея Николая Лебедева про борьбу хорошего богатыря Волкодава с нелетучим Мышом на плече против сумрачных сил, ведомых плохим злодеем Жадобой, — лишь начало многотомного киноэпоса. Зря, что ли, на «Мосфильме» воздвигли впечатляющих размеров, более чем в пять квадратных км, языческий Галирад. Олег Фомин уже завершил съемки 12-серийного сериала-приквела (как Волкодав докатился до геройской жизни такой). Сам Николай Лебедев обдумывает предложение компании «Централпартнершип» сделать второй фильм. В общем, киношники нащупали очередную золотую жилу. Зритель хоть и поругивается (и те, кто сравнивает фильм с «Властелином колец» или «Конаном», и фанаты Семеновой, сравнивающие фильм с книгой), да кошелек открывает исправно. У него, у нового зрителя, теперь новая традиция. Он с друзьями 31 декабря ходит не в баню, как советовал Эльдар Рязанов, а в кино…
       
       Лариса МАЛЮКОВА, обозреватель «Новой»
       
11.01.2007
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 1
11 января 2007 г.

Расследования
Как совершают убийства в интересах государства. Секретная инструкция

Инострания
Казнь Саддама Хусейна наглядно показала: хеппи-энд для тиранов отменяется

Польского архиепископа обвинили в сотрудничестве со спецслужбами

Тупики СНГ
Смена главного героя расшатает политические устои Туркмении

Обстоятельства
Как распределялся «материнский капитал» в новогоднюю ночь

Кавказский узел
Осетины не смогли провезти в Россию коварные плоды грузинской земли

Регионы
Требуются непорочные девушки для хозяйственной помощи

Суд да дело
Мировая общественность поднялась в защиту Общества российско-чеченской дружбы

Мир и мы
Трудно найти что-нибудь более близкое Китаю, чем наш Дальний Восток

Экономика
Беларусь выставила своеобразный счет за верную службу российской нефти

Проспект Медиа
Эд Вершбовски: Американское ТВ потеряло интерес к России

Письма создателю…

Телеревизор
Андрей Битов: Праздник из телевизора не исходил

Навстречу выборам
Информация для участников региональных выборов

Наши даты
Секрет Паникина

Сектор глаза
Художники 44 стран заключили карикатурное перемирие

За рулем
Какие законы должны соблюдать автомобилисты в 2007 году

В Казани осужден уличный гонщик

Цена закона
Владельцев бойцовых псов законодательно обяжут пройти обряд послушания

Медицина
В Подмосковье кардиологических больных учат бороться за жизнь

Театральный бинокль
Figaro, фантик от «Моцарта»

Музыкальная жизнь
Рождество для скрипки и гобоя

Культурный слой
Поэзия необходима, и этого достаточно

Кинобудка
31 декабря мы с друзьями ходим в кино… Сейчас попали на «Жару» и «Волкодава»

Специальный репортаж
Секрет ребрендинга Израиль ищет в современном искусстве

Спорт
Спортивные итоги 2006 года. Наше co-мнение

Кто хочет Гуса? Крещенские гадания на Абрамовича

Московский наблюдатель
Репортаж с заседания Комитета МГД по культуре, где решалась судьба памятника героям «Мимино»

Отделение связи
Главный редактор «Новой» отвечает на письма читателей

АРХИВ ЗА 2007 ГОД
03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2007 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100