NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ТАНЦЫ КОЛЕН ИЗРАИЛЕВЫХ
Секрет ребрендинга Израиль ищет в современном искусстве
       
Спектакль "Roaches" ("Плотва"), Саар Магал. (Фото — Эйяль Ландесман)
     
       
Ребрендингом страны решил заняться Израиль. Поучаствовать в коррекции образа Израиля в глазах города и мира пригласили российских журналистов, пишущих о танце и балете. Израильская молодежь, как выяснилось, если не воюет, то танцует: жарко, культ еды, энергия требует выхода. Классические варианты трудоустройства устарели: на рынке музыкантов долгосрочное перепроизводство, оркестры переполнены, играть на улице охотников немного. Один из двух стоматологических факультетов закрыт, видимо, по той же причине перепроизводства зубных врачей. С алией 1989 года из России приехали 70 тысяч деятелей искусства, добавившись к уже имевшимся 50 тысячам .
       В Армии обороны Израиля, Цахале, куда призывают всех здоровых 18-летних юношей и девушек, есть ансамбли песни и пляски, но там, по словам социологов, служат те, кто хочет отмазаться от несения службы (которая часто проходит недалеко от дома) или от обязанности охранять школьные экскурсии с оружием в руках, — в Израиле не встретишь группу детей без вооруженной охраны, составленной из вчерашних школьников.
       Профессиональное занятие танцем в Израиле тоже служит пропаганде мощи государства — вспомните ритуальные устрашающие пляски, и вы поймете, о чем я. «Тело не лжет», — говорила великая старуха американского модерна Марта Грэм. Танцующего израильтянина невозможно остановить, как поющего Кобзона. Показанное в рамках международной ярмарки International Exposure убеждало, что даже если от израильтянина, не дай бог, останется только палец, он будет им воевать или танцевать — такая сумасшедшая энергия исходит из каждой клеточки его тела. Заслуживает спектакль внимания или нет, его участники танцуют так, словно отслужили на линии фронта и их нынешнее занятие — продолжение службы, святое дело. Ингмар Бергман в «Седьмой печати» озвучил манифест израильского танцора (1957): «Насладись моментом! Ты еще можешь вращать глазами и шевелить пальцами ног…».
       Словно в подтверждение, в балете Secus израильской знаменитости — хореографа Охада Нахарина — у девушки сошла болячка на колене и кровь текла по ноге, оставаясь пятнышками на полу как жертвоприношение танцу. Танцовщики — все, по сути, раненные на войне за великий танец: перебинтованные колени, голени, запястья.
       
       В память о любви к жизни
       Центр танца и театра «Сюзан Даляль» открыли в 1989 году по инициативе мэра Тель-Авива. «Настало время для современного танца», — сказал мэр. Вместе с израильским минкультом, представительством ЕС, культурными центрами посольств в Израиле тель-авивская мэрия создала такой центр, где умещаются три театра — «Инбал» (фольклорный танец йеменских евреев), детский театр и самый знаменитый коллектив Израиля — «Бат-Шева». Даже кошка в «Сюзан Даляль», умываясь или охотясь, тянет когтистый носок.
       Продюсерская деятельность центра — бурная (600 представлений в год). При том, что любой человек в Израиле может получить всю коммерческую информацию о любой культурной организации, получающей дотации, и она даже не будет знать об этом. Ответы дает организация под названием «Регистратор товарищества».
       Откуда же все это? Дело в том, что в Израиле нет традиции классического балета. В государстве, родившемся в 1948 году, почти сразу воцарился
       танец-модерн. «Модерному государству — модерный танец», — решила баронесса Вирсавия-Бат-Шева де Ротшильд и привезла из Америки свою подругу Марту Грэм, мать американского танца. Сама баронесса в труппе работала костюмершей, потому что танцовщицей была не очень хорошей, зато коллектив при ней жил хорошо.
       Коллектив «Бат-Шева» открылся в 1964 году. Хотя девочкам из ортодоксальных семей надо получать разрешение у раввинов на занятия танцем и преподают им только женщины, религия никак не влияет на развитие танца в стране.
       ...Два года назад «Бат-Шева» привозила в Москву интерактивный балет «Анафаза». «Встаньте те, кто сегодня в красном. А теперь те, кто готов умереть за другого», — приглашали танцовщики между номерами. Было страшно интересно наблюдать за человеческими волнами, поднимавшимися в огромном концертном зале «Россия». Волна тех, кто был в красном, оказалась меньше.
       «Земля Барона» — так еще иногда называют Израиль, потому что дед Бат-Шевы, Бенджамин Эдмунд де Ротшильд, скупал земли для будущего Государства Израиль. Краеведение здесь вообще почетная наука: центр танца назван в честь умершей от рака 26-летней девушки, чьи родители пожертвовали средства для его развития. И теперь имя Сюзан Даляль знают люди, произносят его вопросительно, восхищенно, утвердительно.
       На территории центра — комплекс зданий XIX века из иерусалимского камня в колониальном стиле — растут цитрусовые деревья и пальмы, через сад камней бегут ручьи и водопады. За ночь землю и скамейки покрывают попадавшие с деревьев спелые мандарины и апельсины, пахнет медовой акацией. В этой умиротворяющей обстановке танцовщики тренируются сутками, практически не выходя из залов, — глядя на их белые тела, невозможно поверить, что они живут на Востоке.
       «Перекуем мечи на орала, а копья — на садовые ножницы» — слова эти, говорят, выбиты на здании ООН — организации, почитаемой израильтянами. Садовыми ножницами, которыми садовники «Сюзан Даляль» постригают подведомственные райские кущи, я бы порезала немало спектаклей, допускающих танцовщиц ростом 140 см и весом 60 кг, — ну нет в Израиле понятия «эстетические критерии», кроме критерия «живой человек».
       Конечно, такое невозможно в «Бат-Шеве» — речь идет о других коллективах, которых тьмы и тьмы, как песчинок в пустыне Иудейской.
       «Бертолина», премьера «Бат-Шевы» в хореографии ученицы Нахарина Шарон Эяль, — гимн новым дикарям, гражданам эпохи хай-тека. Костюмы — хаки в рюшках, девушки бодают парней, чтобы поскорее броситься им на грудь, у одного из танцовщиков вместо килта швейцарский флаг, который иногда красиво поднимается…
       Агрессивная сексуальность израильского танца объясняется все тем же (жарко, культ еды…), маскулинизацией женщин, во время службы в армии получающих право помыкать мужчинами, а феминистский запал заразнее ОРЗ.
       В музее Израиля есть картина Поля Дельво «В ожидании свободы» (второе название — «Скелеты в офисе», 1944; скелеты сидят за столом на фоне распахнутого окна) — так мужчины и женщины Израиля ее, свободы, дождались. Иногда бывает полезно подлить воды себе в вино! Тем временем в 15 минутах ходьбы от «Сюзан Даляль» еще действует раздельный пляж — верующие женщины могут купаться по воскресеньям, вторникам и четвергам, мужчины — по понедельникам, средам и пятницам.
       
       Колхозники Западной Галилеи
       Сильный, выразительный, точный жест строит «Кибуц» — объективно лучшая танцевальная компания Израиля — в балете «Экодум». Точность, насыщенность, изобретательность хореографии Рами Беира так высоки, что можно решить, будто своим танцем «кибуцы» реставрируют древние свитки Мертвого моря: если будет утрачен хотя бы один крючочек, весь смысл распадется.
       Выходы-представления «кибуцев» — жесткие, напористые дефиле по «языкам» в зал, под музыку типа «Раммштайн», в графичных снопах света из обеих кулис и из колосников в пол. Такой уровень светового оформления доступен в России только Глебу Фильштинскому и Дамиру Исмагилову, а «кибуцы» танцевали в Доме культуры кибуца «Якум», израильском колхозе, с собрата которого в свое время начиналась история «Кибуца»-коллектива. Ранним утром — работы в поле на благо колхоза (кибуца), потом — балетный класс.
       Основательница коллектива чешка Йегудит Арнон прошла краковское гетто и Освенцим и не потеряла воли к жизни, сделала из детей кибуца в Западной Галилее танцевальный бренд Израиля. Как красивое растение-паразит бугонвилия сосет соки у обвитого им дерева, так сотни эпигонов пытаются повторить успех «Кибуца», но попытки их жалки.
       За право привезти «Экодум» в Россию уже сражаются несколько крупных продюсеров — вещь дорогая, скорее всего, победит «Черешневый лес» Куснировича.
       Человечеству не удалось построить замок на песке, а евреям удалось построить государство на песках и балетные коллективы мирового уровня в колхозах. Снимаю шляпу.
       Молодые танцующие израильтяне — это, конечно, более политкорректная тема, чем вторая ливанская или проделки Аркадия Гайдамака.
       Однажды слепой человек сидел на ступеньках со шляпой и табличкой «Я слепой, пожалуйста, помогите». Мимо проходил пиарщик и без его разрешения написал новые слова на табличке. Днем он вернулся и увидел, что шляпа слепого полна денег. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли был тот человек, что переписал табличку, и что именно он написал. Пиарщик ответил: «Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал ее немного по-другому».
       Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу ее увидеть».
       Неизвестно пока, будут ли менять символы успеха — Владимира Гусинского, Михаила Черного, Леонида Невзлина (а в Израиле они герои, имя Невзлина мелко выбито на обширной доске спонсоров, пожертвовавших Иерусалимскому университету более миллиона долларов).
       А пока, под шумок ре-брендинга, функцию интеллигенции в Израиле у музыкантов и литераторов активно отбирают современные танцовщики — на том основании, что молоды, интеллектуальны и физически оснащены. На уличных перекрестках реклама виски «Джонни Уокер» стрелкой задает направление движения — Keep Walking. И если слово «ориентация» действительно происходит от orient («восток»), в поисках «луцпе» — природной еврейской напористости — анемичному российскому искусству неплохо бы оборотиться туда.
       
       Екатерина ВАСЕНИНА, наш спец. корр.,
       Тель-Авив—Москва
       
11.01.2007
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 1
11 января 2007 г.

Расследования
Как совершают убийства в интересах государства. Секретная инструкция

Инострания
Казнь Саддама Хусейна наглядно показала: хеппи-энд для тиранов отменяется

Польского архиепископа обвинили в сотрудничестве со спецслужбами

Тупики СНГ
Смена главного героя расшатает политические устои Туркмении

Обстоятельства
Как распределялся «материнский капитал» в новогоднюю ночь

Кавказский узел
Осетины не смогли провезти в Россию коварные плоды грузинской земли

Регионы
Требуются непорочные девушки для хозяйственной помощи

Суд да дело
Мировая общественность поднялась в защиту Общества российско-чеченской дружбы

Мир и мы
Трудно найти что-нибудь более близкое Китаю, чем наш Дальний Восток

Экономика
Беларусь выставила своеобразный счет за верную службу российской нефти

Проспект Медиа
Эд Вершбовски: Американское ТВ потеряло интерес к России

Письма создателю…

Телеревизор
Андрей Битов: Праздник из телевизора не исходил

Навстречу выборам
Информация для участников региональных выборов

Наши даты
Секрет Паникина

Сектор глаза
Художники 44 стран заключили карикатурное перемирие

За рулем
Какие законы должны соблюдать автомобилисты в 2007 году

В Казани осужден уличный гонщик

Цена закона
Владельцев бойцовых псов законодательно обяжут пройти обряд послушания

Медицина
В Подмосковье кардиологических больных учат бороться за жизнь

Театральный бинокль
Figaro, фантик от «Моцарта»

Музыкальная жизнь
Рождество для скрипки и гобоя

Культурный слой
Поэзия необходима, и этого достаточно

Кинобудка
31 декабря мы с друзьями ходим в кино… Сейчас попали на «Жару» и «Волкодава»

Специальный репортаж
Секрет ребрендинга Израиль ищет в современном искусстве

Спорт
Спортивные итоги 2006 года. Наше co-мнение

Кто хочет Гуса? Крещенские гадания на Абрамовича

Московский наблюдатель
Репортаж с заседания Комитета МГД по культуре, где решалась судьба памятника героям «Мимино»

Отделение связи
Главный редактор «Новой» отвечает на письма читателей

АРХИВ ЗА 2007 ГОД
03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2007 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100