NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ВЛАСТИ ИГРАЮТ В «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
Принцип авиакатастрофы: раз в месяц государственные пилоты случайно включают тягу вместо тормоза
       
А-310: в Иркутске катастрофы могло и не быть, если бы самолет шел на автопилоте. (Фото — EPA)
     
       
Прошлый год в России ознаменовался громкими авиакатастрофами. Под Сочи в ночь со 2 на 3 мая при заходе на второй круг разбился А-320 «Армавиа». 9 июля А-310 авиакомпании «Сибирь» выкатился в Иркутске за пределы летной полосы, врезался в гаражи и сгорел. 22 августа под Донецком рухнул Ту-154 «Пулковских авиалиний».
       Как следует из записей «черных ящиков», все три катастрофы произошли по вине пилотов. Более того: ни одна из них не произошла бы, если бы самолет продолжал идти на автопилоте, а летчик бы вовсе не вмешивался в управление. В Иркутске пилот А-310 после посадки случайно включил тягу левого двигателя, а потом до последней секунды просто смотрел, как самолет разгоняется.
       Пилот «Пулковских авиалиний» принял решение пройти над грозовым фронтом на высоте 11900 м, и самолет, вероятно, проходил над этим фронтом на автопилоте. Однако пилот взял управление на себя, резко задрав нос самолета. Самолет поднялся за 10 секунд на 700 м, вышел на закритический угол атаки, «сел на хвост», скорость самолета относительно земли упала до нуля, а под крыльями фактически не оказалось воздуха. Самолет сорвался в плоский штопор.В случае «Армавиа» во время разворота командир взял ручку управления на себя, чтобы поднять самолет, правый пилот — от себя, чтобы его опустить.
       Кроме ошибки пилотов, во всех трех случаях пилоты находились в нестандартной ситуации. Именно нестандартной, не катастрофической. У А-310 авиакомпании «Сибирь» не работал левый реверс. С этим можно лететь, но пилот был, вероятно, в стрессе. Пулковский летчик принял потенциально опасное решение идти над грозой вместо того, чтобы быть наказанным рублем за перерасход горючего и экстренную посадку. «Армавиа» шел на второй круг в условиях плохой видимости в сложном сочинском аэропорту (море, взлетка, и сразу горы, и единственный способ зайти с моря).
       У всех бывших советских летчиков большой налет, но это налет пассажира в автобусе — в стандартных ситуациях. Чтобы привыкнуть летать в нестандартных ситуациях, нужны деньги и тренажеры, а тренажеров нет. То есть при малейшем стрессе летчик оказывается в положении водителя «КамАЗа» с тридцатилетним стажем, вдруг попавшего на ралли «Формулы-1».
       Низкий уровень требований авиакомпании к технике и людям (штраф за перерасход горючего, отсутствие тренажеров и пр.) вытекает из простого фактора: авиакомпании невыгодно заботиться о жизни людей. Выплаты за покойника — 100 тыс. руб. (в США — 3 млн долл.) Предложения министра транспорта Игоря Левитина и главы Совета Федерации Сергея Миронова об их увеличении до 75 тыс. долл. и 10 млн руб. прозвучали громко — и что? Латаный-перелатаный «Ту» стоит миллион, страховка почти всегда покрывает эту сумму. Убытка от авиакатастрофы для компании не больше, чем если б разбился самолет с мороженой говядиной.
       Коренная разница между нашими и западными авиакомпаниями в том, что на Западе человеческая жизнь оценивается в долларах (у нас это называется «бездушным рыночным обществом») и в этом бездушном обществе всякая авиакатастрофа становится катастрофой финансовой. У нас жизнь в деньгах не оценивают, а потому в нашем высокодуховном обществе она не стоит ни гроша.
       Что еще сказать?
       Наша система управления государством удивительно напоминает посадку А-310 под Иркутском. Раз в месяц государство случайно включает тягу вместо тормоза, а потом громко доказывает, что оно, например, не убивало Александра Литвиненко, потому что невыгодно же командиру корабля гробить самого себя.
       Невыгодно — но гробит, потому что непрофессионален. А непрофессионализм ненаказуем. Ненаказуем, потому что западное и российское государства только по виду устроены одинаково. На Западе государству запрещено убивать людей без долгих на то согласований. Это — скандал, расследование и крах. В России это совершенно безнаказанно и обходится государству даже дешевле, чем авиакомпании — авиакатастрофа.
       
       Юлия ЛАТЫНИНА, обозреватель «Новой»
       
15.01.2007
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 2
15 января 2007 г.

Власть и люди
Под подушкой безнаказанности

Данные статистики, которой оперировал Путин, плохо соответствовали реальности

6000 детей, приехавших на ежегодную Кремлевскую елку, держали взаперти

Суд да дело
Верховный суд решил: пенсионер, которому 13 месяцев не платили пенсии, не имеет права на компенсацию

Расследования
Генеральная прокуратура отказалась возбудить уголовное дело по факту гибели Юрия Щекочихина

У банков, к которым имел отношение Френкель, возникли проблемы благодаря Козлову

Генпрокуратура видит Алексея Френкеля в роли заказчика

Дело о клевете на вице-спикера прекращено

Михаил Прохоров и его управляемые модели…

Обстоятельства
Под Бузулукским бором обнаружены крупные залежи «черного золота»…

Подробности
Синоптики сбиты с толку сильнее, чем животные

Наши даты
У Светланы Сорокиной — юбилей

Армия
Полковник ФСБ застрелил своего солдата в нерабочее время — этот факт значительно смягчил приговор суда

Наемники из стран СНГ готовы воевать за российское гражданство с кем угодно

Кавказский узел
Нино Бурджанадзе: Когда русский говорит «Я — грузин», грузины плачут

Новейшая история
«СССР: продукт после распада». Часть X. Заповедный мотив: Стук топора сделал вековую печаль Беларуси еще пуще

Личное дело
«Новая газета» подготовила книгу Анны Политковской. Очерки и репортажи, воспоминания самых близких людей

Милосердие
Мама для Гоши

Люди
Готы — люди в черном

Власть и деньги
Депутата подозревают за компанию

Цена закона
Российский туристический рынок похож на Черкизовский базар

С 1 января вступили в силу поправки к федеральному закону о рекламе

Экономика
Россия пострадала от легкомыслия в отношениях с Белоруссией

ЕС теперь не может рассчитывать на российские нефтекраны и белорусские нефтетрубы

Точка зрения
Юлия Латынина: Власти играют в «черный ящик»

Четвертая власть
Стойка, кто идет?

Инострания
Джордж Буш не стал осторожничать и приказал ввести войска…

Мир и мы
Россия и Европа должны жить не только торговлей энергоносителями

Краiна Мрiй
Коса нашла на президента

Регионы
Ёлка для взрослых

Образование
Перемены в школах: одиннадцатилетка снова обязательная и бесплатна

Технологии
Космос отрывается от Земли…

Из Словении — к звездам

За рулем
Депутатские спецномера недействительны с 1 февраля

«Доставка» праворульных авто из Японии — пока еще прибыльный бизнес

Интернет
Юзеры не сидят в такой зоне…

Спорт
Канадский «тафгай» клуба «Витязь» — о России, драках и праздниках

Библиотека
Наталья Солженицына — о главной книге Александра Солженицына и о наших днях

Неевропейский ремонт

Театральный бинокль
Премьеры января

Театр без выхода

Сектор глаза
В Москве замечены толпы Филонова и лица Фалька

АРХИВ ЗА 2007 ГОД
03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2007 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100