NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

КУЛЬТ ТУРА С ПЕРЕХОДОМ НАЛИЧНОСТИ
Александр СОРОКИН, президент туристической компании «Пак групп»: «Российский туристический рынок похож на Черкизовский базар. Клиенту не дают финансовых гарантий»
       
       
17 января в Госдуме должно состояться третье слушание поправок в закон «Об основах туристической деятельности».
       Поправки предусматривают введение финансовых гарантий для туроператоров: для «международников» — 10 миллионов рублей, для операторов, работающих на рынке внутреннего туризма, — 500 тысяч рублей.
       Законопроект вызвал неоднозначную реакцию у представителей туристического рынка.
       О реальной позиции турбизнеса корреспонденту «Новой газеты» рассказал президент компании «Пак Групп» Александр СОРОКИН.
       
       — Александр Георгиевич, вашей компании уже 17 лет, то есть вы стояли у самых истоков. Как все начиналось, мы примерно представляем. А как сейчас вы оцениваете российский туррынок? Его уже можно назвать цивилизованным?
       — Российский туристический рынок, несмотря на прошедшие 17 лет, больше напоминает базар, что-то типа Черкизовского, Измайловского, может быть, «Лужников». Среди этого базара в общегосударственном масштабе существуют две-три сотни достаточно серьезных игроков. Большинство из них в Москве и Санкт-Петербурге в силу особенностей нашей страны. Но есть и серьезные компании в регионах. В основном же российская туриндустрия представлена мелкими фирмочками, которые борются за свое выживание, в основном работают в черную, налогов платят крайне мало и при этом стремятся к прямому выходу на клиента, предпочитая оплату наличными, чтобы свободно решать, как распоряжаться его деньгами. Если человек заплатил по безналу и оборот официальный идет через банк, то украсть эти деньги практически невозможно.
       Есть у российского туррынка и еще одна особенность. Как в любой цивилизованной стране, он состоит из туроператоров, формирующих и продвигающих туристический продукт, и турагентов, которые его реализуют. Но в развитых странах соотношение туроператора и турагента равно примерно 1 к 100. То есть на одного оператора примерно 100 продавцов.
       — А у нас?
       — У нас из 32 тысяч выданных на сегодняшний день лицензий больше 20 тысяч — туроператорские. У нас туроператоров больше, чем турагентов.
       — Почему? Туроператором быть престижнее?
       — Многие думают, что да. Во-первых, почему-то считается, что клиент больше верит производителю продукта. Во-вторых, раньше существовала и экономическая подоплека — туроператорская деятельность была освобождена от НДС. Но эту поблажку давно отменили. Но есть и еще одна очень важная причина — финансовая: у вас есть прямая возможность распоряжаться чужими деньгами. И тут все зависит от целей, порядочности и способностей бизнес-планирования руководства фирмы. Здесь и кроются корни сплошь и рядом возникающих скандалов. Причины их могут быть как объективные, так и субъективные. Вы никудышный коммерсант, просчитались — клиенты «попали»; сложились неблагоприятные обстоятельства — результат тот же. А уж если умышленно решили «кинуть», то это проблемы правоохранительных органов. Как видите, рисков множество. И если последствия этих рисков никак не подкреплены финансово, крайним всегда окажется клиент. Именно поэтому финансовые гарантии жизненно необходимы отрасли.
       — А разве к объективным причинам не относятся различные условия для работы?
       — Вы имеете в виду — одним легче, другим сложнее? Несомненно. Но такова суровая правда жизни в любой отрасли. Тут все зависит от энтузиазма и творческой фантазии, от желания найти выход из положения. Да, региональным компаниям заниматься выездом труднее, чем столичным. Но столичные порой лишены возможности создавать уникальный оригинальный продукт, который под силу произвести только на местах. Морской отдых, охота, рыбалка, этнографические туры, горные лыжи, оленьи упряжки и так далее, до бесконечности. Мы тоже в начале карьеры занимались только летними въездными программами. Потом придумали зимние, потом подключили выезд только в Италию, потом другие страны, регионы, континенты. Утверждения, что фирмы не могут занять своих работников в течение всего года, а посему бедны и не способны обеспечить фингарантий, иногда просто надуманны…
       — Иногда или как правило?
       — К сожалению, как правило. Я привел пример нашей компании. Но и на одном приеме можно вполне успешно работать. Сейчас поехать на Камчатку дороже, чем в ЮАР. Я летом ездил в ЮАР, хотя очень хотелось на Камчатку, сравнил — Южная Африка дешевле. А Байкал, а Алтай, а охота и рыбалка — ох, как цены кусаются!
       — Если туры по России такие дорогие, почему компании, которые занимаются въездом, утверждают, что не потянут фингарантии и вынуждены будут уйти с рынка?
       — Это блеф. Качественные, оригинальные, по конкурентной цене въездные туры всегда будут пользоваться спросом.
       — То есть вы считаете, что занимающиеся въездом тоже обязаны получать фингарании?
       — И не только они, а еще и занимающиеся внутренним туризмом, при этом в том же объеме! Давайте разберемся. Что такое въездной туризм?
       — Как сказано в законопроекте, это путешествия по России иностранцев.
       — Чем въездной туризм отличается от внутреннего туризма, где турист также путешествует по России, но турист этот является гражданином России? На мой взгляд, ничем. Ни в одной стране мира ценового разделения на внутренний и въездной туризм нет. У нас же его пытаются разделить даже материальной ответственностью. Разве россиянин хуже иностранца? Нет. Так почему он заслуживает суммы финансовой гарантии в 10 раз меньше гражданина чужой страны?
       — А как вы относитесь к предложению Российского союза туриндустрии (РСТ) вообще отменить фингарантии для операторов въездного туризма, поскольку свои претензии иностранец адресует компании, которая отправляла его на отдых в Россию, а не принимающей стороне, и прямые обязательства перед выгодополучателем отсутствуют?
       — Выгодополучателем в любом случае является клиент, хотя на въездном туризме за редким исключением клиент действительно не работает напрямую, а через западную туристическую структуру. В соответствии с западными законами эта структура несет материальную ответственность за тур, который она покупает у российского туроператора для своего клиента. Если российская компания «кидает» этого туриста, то ответственность перед ним понесет тот туроператор, который продал этот тур клиенту. А кто должен будет возместить эти неустойки иностранному партнеру? Государство? Региональный бюджет? Если у принимающей фирмы нет финансовой ответственности, если она едва сводит концы с концами, то что с нее можно взять? Получается этакая безответственная, нищая принимающая сторона. А кто посчитал моральный ущерб, который такой «оператор» нанесет нашей стране? Сарафанное радио — оно быстрое. Такой печальный опыт есть в истории и нашей компании. По контракту с голландской турфирмой мы организовывали их клиентам маршруты на Алтай. Естественно, в качестве соисполнителя наняли местную структуру, причем достаточно уважаемую. Не вдаваясь в детали, скажу лишь, что сибирская компания своих обязательств по достаточно жестким условиям договора не выполнила, утопив в реке практически весь провиант для туристов. Как они объяснили, повезли лодкой, чтобы сэкономить на автотранспорте. Возмещать неустойки руководитель подрядчика отказался по причине финансовой несостоятельности и своего твердого убеждения в полной личной невиновности в связи с нахождением в это время на отдыхе в Таиланде. Неустойку голландцам выплатили мы, а они в результате все равно прекратили со мной работать. А потом я видел статьи в голландских изданиях, в которых призывали игнорировать Россию и лучше в нее не ездить, поскольку денег здесь дерут много, но делать ничего не хотят. Авторами были наши клиенты.
       — То есть, по сути, сработала схема с фингарантиями, которую сейчас предлагает Федеральное агентство по туризму (Ростуризм)?
       — Конечно. Только внакладе, к сожалению, остались мы. А злополучный подрядчик до сих пор прекрасно существует на рынке и, по абсолютно достоверным сведениям, стоит в первых рядах региональных борцов против введений каких-либо гарантий ответственности вообще…
       — Противники фингарантий утверждают, что их не потянут многие региональные компании с небольшими оборотами, которые в результате вынуждены будут уйти с рынка, и множество людей останутся без работы…
       — Не думаю, что это произойдет. Любой крупный оператор в любом случае предпочтет на местах нанимать для проведения маршрутов подрядчиков, а не посылать туда своих людей на временную работу. Главное, чтобы местная туристическая фирма работала качественно. А если она окажется еще и способной предлагать уникальный турпродукт, то у нее в заказчиках отбоя не будет. Причем для этого туроператорская лицензия не понадобится, а значит, не нужно будет получать и финансовые гарантии. И продвигать на зарубежных рынках такие предложения с удовольствием будет любой обеспеченный фингарантией туроператор.
       — В таком случае не произойдет ли то, чего так боятся небольшие компании, когда они вынуждены будут влиться в состав «крупняков» и перестанут быть самостоятельными?
       — Им никто не будет предлагать объединяться. К примеру, вашей газете нужно отремонтировать помещение. Вы же не будете предлагать строительной конторе вливаться в ваш состав для того, чтобы заниматься ремонтом. К примеру, у нас есть маршрут Сахалин — Байкал. Но фирм на Сахалине и Байкале у нас нет. Мы сотрудничаем с местными фирмами.
       — А местные фирмы в таком случае выступают в качестве агентов, и финансовую ответственность они не несут?
       — Да. А финансовую ответственность несу я. Их мера ответственности определяется условиями заключенного между нами договора.
       — То есть если компания не в состоянии нести бремя финансовой ответственности, ей стоит перейти в разряд турагентов?
       — Можно и так. Работа турагента ничуть не менее достойна, нежели работа туроператора. Просто это разная работа. Более того, из 100% прибыли 60—70% получает агент в качестве вознаграждения, а оператору остается лишь 30%. Таковы законы рынка. А расходов, между прочим, у туроператора несравнимо больше, и выживает он за счет большого оборота.
       — Значит, фингарантии под силу только туроператорам с большим оборотом?
       — Ничего подобного. Я уверен, что любой туроператор, который работает в белую, в состоянии обеспечить финансовые гарантии. По закону у туроператора должно быть не меньше семи человек в штате. На содержание фирмы, на выплату заработной платы, на налоги и т.д. по расчетам ему нужно примерно 200— 250 тысяч рублей в месяц. Обеспечение гарантии в 1% от 10 млн, о котором оператор может договориться с банком, — это 100 тысяч рублей в год. Разделим эту сумму на 12 месяцев. Получится чуть меньше 9 тысяч рублей. И если у фирмы нет 9 тысяч рублей в месяц на финансовые гарантии, то что это за оператор такой. Даже если взять худший на сегодняшний день размер вознаграждения за гарантию, который требовал банк — 6% в год, — то и в этом случае ежемесячное бремя несмертельно для турбизнеса. Хотя 6% потребовать могут только у той компании, которая не пользуется доверием.
       — Почему же так много недовольных?
       — А недовольны те многочисленные участники рынка, которые привыкли работать в черную, показывая в белую столько, сколько они считают нужным показать в силу обстоятельств или в силу своей жадности.
       — А как вы относитесь к предложению РСТ дифференцировать размер фингарантий в зависимости от объема продаж компании?
       — Будет как с налогами, которые у нас в стране 40% не платят вообще. Компании начнут доказывать, что за год наработали на три рубля, и с этих трех рублей будут платить гарантии. Власти придется прилагать гигантские усилия, чтобы вывести их на чистую воду, запрашивая посольства о количестве выданных этим «неимущим» виз для клиентов, страховщиков — о количестве выписанных страховых полисов. Но и это не спасет. Фирма может заявить, что клиент оформлял у нее только визу или только страховку, а не путевку. То есть лучшего способа, чем дифференцировать размеры фингарантий в зависимости от заявляемого оборота, чтобы минимизировать показываемые доходы, не придумать.
       — То есть это предложение в интересах компаний, которые скрывают свои реальные доходы?
       — Конечно. Ведь серьезным туроператорам выгодно введение фингарантий в тех размерах, в которых они будут невыгодны тем структурам, которые серьезно на рынке не работают, а иногда и просто криминальным структурам, собирающим деньги на каких-то разовых операциях.
       
       Алексей ОСИПОВ
       
15.01.2007
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 2
15 января 2007 г.

Власть и люди
Под подушкой безнаказанности

Данные статистики, которой оперировал Путин, плохо соответствовали реальности

6000 детей, приехавших на ежегодную Кремлевскую елку, держали взаперти

Суд да дело
Верховный суд решил: пенсионер, которому 13 месяцев не платили пенсии, не имеет права на компенсацию

Расследования
Генеральная прокуратура отказалась возбудить уголовное дело по факту гибели Юрия Щекочихина

У банков, к которым имел отношение Френкель, возникли проблемы благодаря Козлову

Генпрокуратура видит Алексея Френкеля в роли заказчика

Дело о клевете на вице-спикера прекращено

Михаил Прохоров и его управляемые модели…

Обстоятельства
Под Бузулукским бором обнаружены крупные залежи «черного золота»…

Подробности
Синоптики сбиты с толку сильнее, чем животные

Наши даты
У Светланы Сорокиной — юбилей

Армия
Полковник ФСБ застрелил своего солдата в нерабочее время — этот факт значительно смягчил приговор суда

Наемники из стран СНГ готовы воевать за российское гражданство с кем угодно

Кавказский узел
Нино Бурджанадзе: Когда русский говорит «Я — грузин», грузины плачут

Новейшая история
«СССР: продукт после распада». Часть X. Заповедный мотив: Стук топора сделал вековую печаль Беларуси еще пуще

Личное дело
«Новая газета» подготовила книгу Анны Политковской. Очерки и репортажи, воспоминания самых близких людей

Милосердие
Мама для Гоши

Люди
Готы — люди в черном

Власть и деньги
Депутата подозревают за компанию

Цена закона
Российский туристический рынок похож на Черкизовский базар

С 1 января вступили в силу поправки к федеральному закону о рекламе

Экономика
Россия пострадала от легкомыслия в отношениях с Белоруссией

ЕС теперь не может рассчитывать на российские нефтекраны и белорусские нефтетрубы

Точка зрения
Юлия Латынина: Власти играют в «черный ящик»

Четвертая власть
Стойка, кто идет?

Инострания
Джордж Буш не стал осторожничать и приказал ввести войска…

Мир и мы
Россия и Европа должны жить не только торговлей энергоносителями

Краiна Мрiй
Коса нашла на президента

Регионы
Ёлка для взрослых

Образование
Перемены в школах: одиннадцатилетка снова обязательная и бесплатна

Технологии
Космос отрывается от Земли…

Из Словении — к звездам

За рулем
Депутатские спецномера недействительны с 1 февраля

«Доставка» праворульных авто из Японии — пока еще прибыльный бизнес

Интернет
Юзеры не сидят в такой зоне…

Спорт
Канадский «тафгай» клуба «Витязь» — о России, драках и праздниках

Библиотека
Наталья Солженицына — о главной книге Александра Солженицына и о наших днях

Неевропейский ремонт

Театральный бинокль
Премьеры января

Театр без выхода

Сектор глаза
В Москве замечены толпы Филонова и лица Фалька

АРХИВ ЗА 2007 ГОД
03 02 01

RSS

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2007 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.RuRambler's Top100

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100